вторник, 1 ноября 2011 г.

Меченые деньги на Украине


Как банк выдал депозит мечеными купюрами

Совсем недавно я оплачивала счет наличными деньгами в одном из отделений Уксоцбанка на довольно крупную сумму. Что мне довелось пережить при этом, я и хочу вам поведать.

Я пришла в банк и отдала деньги кассиру. Представьте себе, каково было мое удивление, когда кассир сообщила мне, что часть моих денег меченые, а именно – 1400 гривен. Эти деньги ничем не отличались от обычных, но в ультрафиолете купюры начинали светиться ярко зеленым цветом. Как сказала кассир, они были засыпаны специальным порошком, который остается на руках при контакте с такими деньгами. Такие деньги используют правоохранительные органы в операциях по борьбе с коррупцией.
Кассир отказалась принимать у меня меченые деньги и попросила взамен другие купюры. Я, расплатившись по счету, начала думать, откуда же у меня могут быть такие деньги.
Как оказалось, за месяц до случившегося я снимала депозит вПриватБанке , и так как сумма депозита была большая, то проверяли банкноты только на количество – с помощью счетной машинки. Пачки с деньгами скрепляли обычными канцелярскими резинками, но меня это тогда мало волновало, главное ведь – сумма правильная, а что еще надо, ведь услугами этого банка я пользовалась неоднократно и вполне доверяла ему. Итак, все полученные деньги я принесла домой в том пакете, который дала мне кассир ПриватБанка, и отложила до нужного мне срока. Денег из пакета я не брала и не докладывала новых, а воспользовалась ими только когда пришла платить по счету в Укрсоцбанк. Итак, я поняла, что меченые деньги мне выдали в кассе ПриватБанка.
Чека о снятии депозита я не сохранила, ведь прошел уже месяц после снятия денег. Корешков с банкнот у меня не было, так как деньги мне выдавали в резинках, но, сложив аккуратно меченые купюры в файл, я отправилась в отделение ПриватБанка, чтобы разобраться в сложившейся ситуации.
Чтобы не тратить время зря, я сразу обратилась к начальнику отделения и объяснила ей, что со мной произошло. Выслушав меня, начальник отделения сказала: «Такого быть не может, в нашем банке таких денег не бывает». После этого я перешла в атаку и спросила, почему в банке выдают наличные деньги без корешков с реквизитами: со штампом банка, номиналом, суммой, датой формирования и т.д. На что начальница сделала удивленное лицо и ушла от ответа. Потом она начала улыбаться и переводить сложившуюся ситуацию в шутку. «Купите у бабушки семечек на эти деньги, там точно их никто проверять не будет» - сказала она. Я возмутилась: во-первых, сумма была немаленькая, а во-вторых, почему я должна придумывать, как мне избавится от этих денег? Тогда начальник отделения предложила мне положить эти деньги к ним на депозит через терминал, но я отказалась, сказав, что больше не хочу иметь с ними никаких дел. После всей этой дискуссии она сказала, что я могу пройти в кассу, и мне поменяют меченные купюры.
В кассе меня встретила та же кассир, которая выдавала мне депозит месяц назад. Я показала ей деньги и сказала, что начальница разрешила поменять мне эти купюры на новые, не меченые. Девушка с недовольным лицом спросила, когда и кто выдал мне такие деньги. На мой ответ, что именно она выдавала их, девушка сделала круглые глаза и сказала, что именно в этот день она была в отпуске и просто никак не могла это сделать. Я не стала с ней спорить, и она поменяла мне деньги.
Придя домой, я решила разобраться в данной ситуации, чтобы в будущем быть более подкованной в этой области, если подобная ситуация повторится.
Посмотрев в Интернете, я сходу не нашла никакой официальной информации. На мои запросы поисковик выдавал лишь сводку новостей о том, как очередной чиновник или руководящее лицо получили взятку в «энном» размере, а на мои вопросы «Как в банк попадают меченые купюры?», «Куда деваются такие деньги после изъятия?», «Куда обращаться, если у тебя обнаружили меченые купюры?» и т.д. нигде не было ответов.  Поэтому пришлось обратиться к знакомым. Так я узнала телефон отдела денежного обращения НБУ  по городу Киеву и Киевской области и решила лично задать им интересующие меня вопросы.
Вот, что мне удалось узнать:
  • меченые деньги используются правоохранительными органами для операций, связанных с коррупцией в Украине, при этом все номера купюр записываются, и после использования эти купюры должны уничтожаться;
  • узнать, каким именно нормативным документом регламентируется обращение меченых денег в Украине, мне не удалось, так как в отделе денежного обращения НБУ сказали, что это внутренний документ, и я к нему доступа не имею;
  • попасть в банк меченые купюры могут через платежные терминалы банка или по невнимательности кассира при получении наличных денег от частных лиц;
  • купюры, попавшие каким-либо образом в отделение банка, никоим образом не должны выдаваться на руки частным лицам, такие купюры банк списывает и передает на уничтожение;
  • если вы пришли в банк, и у вас обнаружили меченые купюры, банк обязан изъять их и на безоплатной основе компенсировать вам эти деньги, а изъятые купюры списать и передать на уничтожение;
  • если банк отказывается принять у вас меченые купюры, то у вас есть полное право обратиться с жалобой в НБУ, так как банк нарушает свои обязанности. Если банкнота настоящая, ее должны взять, она является платежеспособной денежной единицей, и краска этого не отменяет;
  • при обнаружении меченых денег у частного лица в кассе банка или в любой торговой точке, частному лицу не могут предъявить никаких обвинений, так как то, что человек хочет расплатиться платежеспособной денежной единицей за какой-либо товар или услугу, не является нарушением законодательства.
Так, меченые деньги могут попасть к вам в руки где угодно: в маршрутке, на рынке, в метро и даже, как оказалось, сам банк может выдать такие деньги через кассу или банкомат, и ни один человек не застрахован от такого.
Напомню, для того, чтобы привлечь человека к ответственности, в операции по борьбе с коррупцией, правоохранительные органы обязаны зафиксировать факт дачи взятки при свидетелях, при этом предварительно переписав все номера меченых купюр.
Надеюсь, что найденная мной информация поможет не только мне, но и вам, дорогие читатели, чтобы вы не оказались в подобной ситуации, а если так случилось, что к вам все же попали меченые купюры, то у вас уже будут необходимые сведения из моего блога, чтобы аргументировано доказывать свою правоту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий